О Шерлоке Холмсе.
главная
о шерлоке холмсе
о конан дойле
библиография
фильмография
иллюстрации
музыка
ссылки
гостевая





Сайт делается.

В первой же повести о Шерлоке Холмсе, "Этюд в багровых тонах", где Уотсон знакомится с сыщиком, становится ясно, насколько Холмс был необычным человеком:

"Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил, кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, я просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца, - этому я просто не мог поверить!
     — Вы, кажется, удивлены, - улыбнулся он, глядя на мое растерянное лицо. — Спасибо, что вы меня просветили, но теперь я постараюсь как можно скорее все это забыть.
     — Забыть?!
     — Видите ли, — сказал он, — мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных.
     — Да, но не знать о солнечной системе!.. — воскликнул я.
     — На кой черт она мне? — перебил он нетерпеливо."

Вот как в рассказе "Человек с побелевшем лицом" (который, кстати, написан от лица Холмса) сыщик объясняет вкратце свой метод на восхищение клиента:

" — Вы все видите!
" — Не больше, чем вы, но я приучил себя анализировать все, что замечаю.

Собственно, родоначальником детективного жанра и метода дедукции является Эдгар По и его сыщик Дюпен. Три рассказа:"Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже" и "Похищенное письмо" с учатием сыщика и его вечно удивляющегося друга построены по тому же принципу, что и рассказы о Шерлоке Холмсе. Так же у писателя Габорио был персонаж Лекок - сыщик, книги о котором в середине девятнадцатого века были довольно популярны. Впрочем, Холмс в "Этюде в багровых тонах" говорит следующее о своих предшественниках:

     "— Послушать вас, так это очень просто, — улыбнулся я. — Вы напоминаете мне Дюпена у Эдгара Аллана По. Я думал, что такие люди существуют лишь в романах.
     Шерлок Холмс встал и принялся раскуривать трубку.
     — Вы, конечно, думаете, что, сравнивая меня с Дюпеном, делаете мне комплимент, — заметил он. — А по-моему, ваш Дюпен — очень недалекий малый. Этот прием — сбивать с мыслей своего собеседника какой-нибудь фразой "к случаю" после пятнадцатиминутного молчания, право же, очень дешевый показной трюк. У него, несомненно, были кое-какие аналитические способности, но его никак нельзя назвать феноменом, каким, по-видимому, считал его По.
     — Вы читали Габорио? — спросил я. — Как, по-вашему, Лекок — настоящий сыщик?
     Шерлок Холмс иронически хмыкнул.
     — Лекок —жалкий сопляк, — сердито сказал он. — У него только и есть, что энергия. От этой книги меня просто тошнит. Подумаешь, какая проблема —  установить личность преступника, уже посаженного в тюрьму! Я бы это сделал за двадцать четыре часа. А Лекок копается почти полгода. По этой книге можно учить сыщиков, как не надо работать.
       Он так высокомерно развенчал моих любимых литературных героев, что я опять начал злиться. Я отошел к окну и повернулся спиной к Холмсу, рассеянно глядя на уличную суету. "Пусть он умен, — говорил я про себя, —  но, помилуйте, нельзя же быть таким самоуверенным!""

Здесь интересно отметить, что многие критики считали мнение Холмса, высказанное выше, совпадающим с мнением автора, что очень не нравилось Конан Дойлю и из-за чего он сам написал несколько стихотворных "протестов". Конан Дойль понимал, что у знаменитого сыщика есть большое самомнение, не относящееся, однако, к самому автору.
Сначала Конан Дойль писал рассказы о Холмсе, относясь к ним, как к "побочному проекту", которому он не придавал особого значения и уж никак не хотел, чтобы с его именем в первую очередь ассоциировались рассказы о гениальном сыщике. Известно, что в рассказе "Последнее дело Холмса" Дойль сбрасывает и Холмса, и Мориарти, "Наполеона присупного мира", в Рейхенбахский водопад но вскоре, под напором читателей, дает жизнь Шерлоку Холмсу. Так как наиболее тщательно Конан Дойль работал над историческими романами и изучил до мелочей жизнь людей средних веков, чтобы достичь наибольшей правдоподобности, ему было очень неприятно, что то, чему он уделял больше всего внимания, уходит на задний план, а то, к чему он относился почти как к баловству, предстает самым знаминитым его творением.
Интересно, что Конан Дойль сам распутал несколько дел, поставивших в тупик Скотленд-Ярд. Впрочем, не удивительно; ведь, если человек дал талант логически размышлять своему герою, то и сам должен быть примерно на его уровне.
Шерлок Холмс не знал, чем себя занять, когда не было какого-нибудь запутаного дела. Поэтому он употреблял кокаин ("Знак Четырёх").
В рассказе "Человек с побелевшим лицом" Холмс говорит, что помощник, который пытается угадать намерения сыщика и в соответствии со своими выводами что-то предпринимает, гораздо хуже для дела, чем тот, который удивляется каждому новому повороту истории, порой ничего не понимает и иногда даже действует слепо.

Примечание:
Статья ещё пишется и редактируется(это написано 3 августа 2008 года).

Hosted by uCoz