Сайт делается.
|
В первой же повести о Шерлоке Холмсе, "Этюд в багровых тонах", где Уотсон знакомится с сыщиком, становится ясно, насколько Холмс был необычным человеком:
"Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О
современной литературе, политике и философии он почти не имел
представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно
спросил, кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно
ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, я
просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в
девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца, - этому я
просто не мог поверить!
Вы, кажется, удивлены, - улыбнулся он, глядя на мое растерянное
лицо. Спасибо, что вы меня просветили, но теперь я постараюсь как можно
скорее все это забыть.
Забыть?!
Видите ли, сказал он, мне представляется, что человеческий мозг
похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите.
Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные,
нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди
всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает
то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты,
которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он
разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой
комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю
вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из
прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли
собой нужных.
Да, но не знать о солнечной системе!.. воскликнул я.
На кой черт она мне? перебил он нетерпеливо."
Вот как в рассказе "Человек с побелевшем лицом" (который, кстати, написан от лица Холмса) сыщик объясняет вкратце свой метод на восхищение клиента:
" Вы все видите!
" Не больше, чем вы, но я приучил себя анализировать все, что замечаю.
Собственно, родоначальником детективного жанра и метода дедукции является Эдгар По и его сыщик Дюпен. Три рассказа:"Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже" и "Похищенное письмо" с учатием сыщика и его вечно удивляющегося друга построены по тому же принципу, что и рассказы о Шерлоке Холмсе. Так же у писателя Габорио был персонаж Лекок - сыщик, книги о котором в середине девятнадцатого века были довольно популярны. Впрочем, Холмс в "Этюде в багровых тонах" говорит следующее о своих предшественниках:
" Послушать вас, так это очень просто, улыбнулся я. Вы
напоминаете мне Дюпена у Эдгара Аллана По. Я думал, что такие люди
существуют лишь в романах.
Шерлок Холмс встал и принялся раскуривать трубку.
Вы, конечно, думаете, что, сравнивая меня с Дюпеном, делаете мне
комплимент, заметил он. А по-моему, ваш Дюпен очень недалекий малый.
Этот прием сбивать с мыслей своего собеседника какой-нибудь фразой "к
случаю" после пятнадцатиминутного молчания, право же, очень дешевый
показной трюк. У него, несомненно, были кое-какие аналитические
способности, но его никак нельзя назвать феноменом, каким, по-видимому,
считал его По.
Вы читали Габорио? спросил я. Как, по-вашему, Лекок настоящий сыщик?
Шерлок Холмс иронически хмыкнул.
Лекок жалкий сопляк, сердито сказал он. У него только и есть,
что энергия. От этой книги меня просто тошнит. Подумаешь, какая проблема
установить личность преступника, уже посаженного в тюрьму! Я бы это сделал
за двадцать четыре часа. А Лекок копается почти полгода. По этой книге
можно учить сыщиков, как не надо работать.
Он так высокомерно развенчал моих любимых литературных героев, что я
опять начал злиться. Я отошел к окну и повернулся спиной к Холмсу,
рассеянно глядя на уличную суету. "Пусть он умен, говорил я про себя,
но, помилуйте, нельзя же быть таким самоуверенным!""
Здесь интересно отметить, что многие критики считали мнение Холмса, высказанное выше, совпадающим с мнением автора, что очень не нравилось Конан Дойлю и из-за чего он сам написал несколько стихотворных "протестов". Конан Дойль понимал, что у знаменитого сыщика есть большое самомнение, не относящееся, однако, к самому автору.
Сначала Конан Дойль писал рассказы о Холмсе, относясь к ним, как к "побочному проекту", которому он не придавал особого значения и уж никак не хотел, чтобы с его именем в первую очередь ассоциировались рассказы о гениальном сыщике. Известно, что в рассказе "Последнее дело Холмса" Дойль сбрасывает и Холмса, и Мориарти, "Наполеона присупного мира", в Рейхенбахский водопад но вскоре, под напором читателей, дает жизнь Шерлоку Холмсу. Так как наиболее тщательно Конан Дойль работал над историческими романами и изучил до мелочей жизнь людей средних веков, чтобы достичь наибольшей правдоподобности, ему было очень неприятно, что то, чему он уделял больше всего внимания, уходит на задний план, а то, к чему он относился почти как к баловству, предстает самым знаминитым его творением.
Интересно, что Конан Дойль сам распутал несколько дел, поставивших в тупик Скотленд-Ярд. Впрочем, не удивительно; ведь, если человек дал талант логически размышлять своему герою, то и сам должен быть примерно на его уровне.
Шерлок Холмс не знал, чем себя занять, когда не было какого-нибудь запутаного дела. Поэтому он употреблял кокаин ("Знак Четырёх").
В рассказе "Человек с побелевшим лицом" Холмс говорит, что помощник, который пытается угадать намерения сыщика и в соответствии со своими выводами что-то предпринимает, гораздо хуже для дела, чем тот, который удивляется каждому новому повороту истории,
порой ничего не понимает и иногда даже действует слепо.
Примечание:
Статья ещё пишется и редактируется(это написано 3 августа 2008 года).
|